Политический клуб имени М. Горького

Отделение общественного движения "Суть времени" в ЮЗАО г. Москвы

История Ближней и Средней Азии. От древней до Новейшей. От Тюрков до Турок. (Часть 1)

 

 

 Пантуранизм или о планах Турции на Евразийское господство

 

История (территории) - идеи - идеология: 

Клянусь Аллахом, Кораном, Родиной и её знаменем. Мученики и бойцы могут быть уверены: идеалистическая молодёжь Турции будет до последнего человека, до последнего дыхания, до последней капли крови сражаться против коммунизма, капитализма, фашизма и всех видов империализма. Наша борьба будет продолжаться, пока национальная Турция не создаст Великий Туран. Мы никогда не отступим. Мы победим. Да хранит Аллах турок и возвеличит их. Аминь
(Клятва вступающего в турецкую националистическую организацию «Серые волки», она же «Клятва идеалиста»)

Термин Пантуранизм, весьма примечателен в психологическом смысле. Дело в том, что истинное понимание значения данного термина, преднамеренно размыто и искажено. Вследствие чего каждый вкладывает в это понимание, что-то своё. Однако, для людей, направляющих и управляющих развитием пантуранизма, ясность понимания их целей является достаточно определенной. Чем и обуславливаются политические процессы, происходящие в Тюркском мире и на постсоветском пространстве. 

Вообще Туранизмом (или пантуранизмом) в исследовательской литературе обычно называют движение или идею политического, культурного и этнического единства всех тюркоязычных народов, к которым присоединяют и венгров, и эстонцев, и финнов. Сразу отметим, что среди угро-финнов туранские идеалы особо широкого распространения не получили: разве что в Венгрии, где существовало и Туранское общество, и с 1913 по 1970 год издавался журнал «Туран». 
Туранизм (пантуранизм) в широком смысле понятие более объемное, чем тюркизм или пантюркизм, объединяющий лишь тюркские народы. Но, скажем прямо, что какого-то устоявшегося понимания этих двух терминов нет даже у исследователей, специально занимавшихся этими вопросами. 
Так, Чарлз Хостлер дает понятие «пантюркизм» как движения тюркоязычных народов, но турецкая исследовательница Зюхра Ондер, цитируя Хостлера, произвольно заменяет «пантюркизм» «пантуранизмом». Именно так, по-разному понимались эти термины на протяжении десятилетий и учеными, и политиками. При этом и сами сторонники тюркского единства часто употребляли оба этих понятия в качестве синонимов.

Большинство исследователей не разделяют термины Пантюркизм и Пантуранизм, утверждая, что эти термины являются синонимами, в частности
Пантюркизм (пантуранизм) - культурное и политическое течение, идеология, распространенная в государствах, населенных тюркскими народами, в основе которой лежат идеи о необходимости их политического объединения на основе этнической, культурной и языковой общности. Сформировалось во второй половине XIX века

Однако, в новейшей истории, вследствие культурной и политической экспансии Турции на территориях стран образованных после распада СССР, фактически произошло разделение этих двух терминов. 

Пантюркизм – идея объединения всех тюрков (носителей тюркского языка) в единое государство на основе единой культуры.

Пантуранизм – идея объединения территорий проживания тюрков и носителей тюркского языка в единое государство, под руководством Турции, с ассимиляцией не тюрков.

Но, в практике диспутов и политике, использование термина пантуранизм сознательно заменяется термином пантюркизм.

Впервые Туран (как Турия) появляется в священных текстах зороастрийцев-огнепоклонников, как центр сосредоточения сил, враждебных Арии (современный Иран). 
В словаре Брокгауза и Ефрона прямо указано о древнейшем противостоянии оседлого иранского (в словаре - "арийского") и кочевого тюркского (монгольского) этнографического элемента. 

Борьба в древности оседлых племен с Великой Степью (по Гумилеву) - вещь обычная. Но если для кочевников она была лишь банальной частью жизни, то для оседлых народов носила поистине эсхатологический характер. 
Эсхатоло́гия (от греч. ἔσχατον — «конечный», «последний» + λόγος — «слово», «знание») — система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной или её переходе в качественно новое состояние.

 

Об этом, в частности, подробно говорится в эпической поэме «Шахнамэ» Фирдоуси (в переводе С. Липкина, В. Державина).
Шах-наме́ («Книга царей», «Книга о царях») — выдающийся памятник персидской литературы, национальный эпос иранских народов. В «Книге царей» описывается история Ирана от древних времен до проникновения ислама в VII веке.

Сами древние Иранцы объясняли это тем, что Тур (владетель Турана) и Сальм, обуреваемые ревностью, заманили к себе младшего брата Ираджа, которому отец передал в удел Иран, и обезглавили его. С тех пор между Ираном и Тураном не прекращались войны.

«Ответил Гарсиваз: "Я речь веду Не про свою обиду и беду. 
О споре меж Ираном и Тураном, 
О горе, что грозит соседним странам, 
О сущности вражды я полон дум, 
Мне мудрые слова пришли на ум: 
«С тех пор как Тура бог покинул правый, 
Настало зло, воюют две державы»
Там же говорится:
"Иранцы и с войском Туранским сошлись. 
Сомкнувшись двойною железной стеной, две рати простор наводнили степной", с.184.


"стяг черный - Турана изрезан в куски", с.186

Туранский царь Афрасьяб, обращаясь к своим советникам, сообщает, что враждебный Иран осмелел (чего раньше не было): 

"Я был под защитой небесных светил, владыками гордыми повелевал, 
никто на пути у меня не вставал 
Со дней Менучехра до наших времен 
Ираном Туран не бывал покорен. 
А ныне враги сквозь полночную тьму 
дерзнули пробраться к дворцу моему. 
Стал робкий - отважным; 
олень осмелев 
к берлоге идет
где покоится лев", с.194-195.

В общем данное вооруженное противостояние продолжалось достаточно длительную, исторически, эпоху. Да, и сейчас продолжается.
Возникшее в результате чего противопоставление и обуславливало фиксирование данного термина, как обозначение для области проживания кочевых тюрков.
В мусульманской же истории, термин Туран закрепился, как название для современной Средней Азии.

Тюрки – происхождение этноса.

Первым ханом древних тюрков был Ашина - он напрямую связан с возникновением тюрок, как народа. 
Согласно легенде, предки правящего рода тюрков, жившие на краю большого болота (по Бэй ши и Суй шу - на правом берегу Сихай «Западного моря»), были истреблены воинами соседнего племени, а по переводу Б. Огеля — «воинами государства Линь», которых он отождествляет с одним из сяньбийских племён (Ögel, 1957, р. 103-104).

В живых остался лишь изуродованный врагами десятилетний мальчик (ему отрубили ноги), которого спасла от смерти волчица. Скрываясь от врагов, в конце концов, убивших последнего из истреблённого племени (этого самого мальчика), волчица бежит в горы севернее Гаочана (Турфанский оазис), т.е. в горы Восточного Тянь-Шаня. Там, в пещере, она рожает десятерых сыновей, отцом которых был спасённый ею мальчик. Сыновья волчицы женятся на женщинах из Гаочана и создают свои роды; их потомки принимают родовые имена матерей. Один из сыновей носит имя Ашина, и его имя становится именем его рода. 

Вождём нового племени, составленного из родов десяти потомков волчицы, стал Ашина, который оказался способнее своих братьев. Впоследствии число родов увеличилось до нескольких сот. Вождь племени, один из наследников Ашина, Асянь-шад, вывел потомков волчицы из гор Гаочана и поселил их на Алтае (Циньшань), где они становятся подданными жуаньжуаней, добывая и обрабатывая железо. На Алтае, вобрав в свой состав местных жителей, племя принимает наименование тюрк, которое, согласно легенде, связано с местным названием Алтайских гор.


В «Суй-шу» приводится легенда об основателе державы, не заключающая в себе ничего легендарного. 

«Другие сказывают, что дулгасский (примечание - тюркютский) Дом образовался из смешения родов, кочевавших в Пхинлян (примечание - западной части Шэньси), он прозывался Ашина. Когда Тхай-Ву, император из Дома Вэй, уничтожил цзюйкюя (439г.), то Ашина с пятьюстами семействами бежал к жужаньцам и, поселившись по южную сторону Алтайских гор, добывал железо для жужаньцев»

Суй шу (кит. трад. 隋書, упр. 隋书, пиньинь: Suīshū) — официальная историческая хроника китайской династии Суй, одна из 24 книг Династийных историй императорского Китая. Составлена по заказу династии Тан группой историков под руководством Вэя Чжэна в 636 году.

«Ашина» означает «благородный волк», по-тюркски волк — бури или каскыр, а по-монгольски шоно или чино. «А» — префикс уважения в китайском языке. Не подвергшееся китаизации имя Ашина сохранилось в арабской записи в форме Шанэ.

Тюрки (правильнее - тюркюты) — это сложносоставной народ, сложившийся в результате соединения в единое государство монголоязычной орды Ашина, вынесшей из Ордосских степей воинственные традиции своих сяньбийских предков, и тюркоязычного населения Большого Алтая, которое благодаря развитому кузнечному ремеслу снабдило своих будущих соплеменников оружием.

Иначе говоря, первый хан древних тюрок - Ашина был вождем небольшой дружины, состоявшей из воинов, почему-либо не ужившихся в многочисленных сяньбийских и хуннских княжествах. Такие мелкие военные единицы, которые нельзя назвать государствами, постоянно возникали в мятежную эпоху III—V вв. и исчезали, не оставив следа.
Китайцы называли подданных ханов Ашина — Ту-кю. Это слово удачно расшифровано П. Пельо как «тюрк +ют», то есть «тюрки», но с суффиксом множественного числа не тюркским, а монгольским. В древне - тюркском языке все политические термины оформляются монгольским множественным числом. Это дает основание думать, что они привнесены в тюркскую языковую среду извне.

Само слово «турк» значит «сильный, крепкий». Согласно А. Н. Кононову, это собирательное имя, которое впоследствии превратилось в этническое наименование племенного объединения. Каков бы ни был первоначальный язык этого объединения, к V в., когда оно вышло на арену истории, всем его представителям был понятен межплеменной язык того времени - сяньбийский, то есть древнемонгольский. Это был язык команды, базара, дипломатии. С этим языком воины Ашина в 439 г. и перешли на северную окраину Гоби.

А уж потомки вновь появившегося народа и создали первое историческое государственное образование тюркоязычных (в 554 году), преобразовавшись из небольшого княжества тюркютов размещенных на Алтае. Возникшая Империя раскинулась от Амура до причерноморских степей, они успешно воевали с Китаем, Ираном, Византией и терроризировали окружающие их кочевые племена, пока не погибли сами.

Государство Тюркютов

Отбившись в 565 году от последних врагов империя вступила с мирную эпоху. Экономическое обеспечение ей давал знаменитый Шелковый путь и кузнечное дело (сыродувное изготовление железа). А так же путь, по которому предметы роскоши (шелк) и сопутствующие товары доставлялись в Византию и Европу. Самостоятельное изготовление железа, обеспечивало оружием и позволяло продавать излишек. Тюркская армия состояла в основном из конницы. Особенно славились тяжеловооружённые всадники, как предвестники средневековых рыцарей, поскольку тяжелые доспехи имели не только люди, но и кони. Эти ударные отряды назывались "волками" (бору). Их удара не выдерживал никакой враг.

Однако уже в конце 6 века в империи начались распри между тюркам, приведшие к гражданской войне.
А в середине 7 века империя прекратила свое существование.
«…Тюрок ловили и убивали всюду, как волков, и знамя с золотой волчьей головой больше никогда не взвилось над степью.Оставшихся в живых тюрок возглавила вдова Бильге-хана, дочь Тоньюкука, По-бег и привела их в Китай, оговорив условия сдачи. Тюрок зачислили в пограничные войска, а По-бег получила титул принцессы и княжеское содержание. Спасая людей, По-бег не спасла народ. Тюрки, как и прочие кочевники, перемешались с табгачами и ассимилировались в их среде...» (цитируется по «Древние Тюрки» Л.Н.Гумилев)
От этой империи остались только тюркоязычные племена и народы, успевшие сформироваться на территории бывшей империи.

Вторая попытка создания масштабного государственного образования тюркоязычными была предпринята Тюрками-Сельджуками в 11 веке.

Карта империи Тюрков-Сельджуков

Однако это государственное образование также раздробилось. И турки-сельджуки смогли удержать за собой только иконийский сультанат в Анатолии (территория современной Турции)
После 1243 года Султанат превратился в вассала монгольских ильханов Ирана. 
К 1307 году он распался на мелкие княжества. Одно из них — бейлик (округ) Османа явилось ядром образовавшегося в начале 14 в. Османского государства
Который был третьей, успешной попыткой образования империи.

Современный ареал обитания тюркоязычных народов. Карта распространения тюркских языков на современной карте мира.

 

Современные государственные и иные, легитимные и нелегитимные образования тюркоязычных народов.

Карта государств и иных, легитимных и нелегитимных образований тюркоязычных, которые по мнению Турции должны послужить основой для образования ПАНТУРАНА.

«Демократия – это лишь поезд, 
с которого мы сойдём, 
как только достигнем цели. 
Мечети – наши казармы. 
Их минареты – наши штыки. 
Их купола – наши шлемы. 
Верующие – наши солдаты».
(Гок-альп)

В первой половине XIX века государственные деятели Турции, желая спасти Оттоманскую империю от вмешательства иностранных держав во внутренние дела государства и этим предупредить распад империи, решили реформировать административно-политический уклад жизни страны, уравнивая всех граждан в правах без различия вероисповедания. Основы этой реформы (танзимат) изложены в высочайшем манифесте Султан-Абдул-Азиза, получившем историческое название «Гюльхане Хати Хумаюни».

Султан-Абдул-Азиз

 

Деятели «танзимата» думали этим либерализмом дать некоторое удовлетворение стремлениям христианских народов империи и примирить их с турецкой государственностью. Но христианские народы, воодушевленные идеями революций 1848 года, так глубоко затронувших все народы Востока Европы, не могли удовлетвориться «Хаттом», тем более, что за этими народами стояли те или иные европейские государства, а в частности императорская Россия.
«Танзимат» не оправдал себя. Он не мог умерить центробежное стремление христианских народов. Они были уже охвачены национальными движениями.

И в данных условиях кризиса идеологии и формирования народов и этносов и появляются идеи объединения тюркоязычных народов по одному языку.

Временем рождения идеологии, высшей точкой которой является пантуранизм, следует считать самый конец XIX в. Причем местом ее рождения является отнюдь не Османская империя, а Россия. В атмосфере революционных настроений, бродивших тогда призраком по территории Российской империи, в интеллектуальной среде татар-тюрок Поволжья родилось и оформилось национал-революционное движение - "джадидизм". 

Джадидизм (от араб. усул-и-джадид — новый метод), буржуазно-либеральное, националистическое движение, зародившееся в 80-х гг. 19 в. среди татарской буржуазии в Крыму и Поволжье, в Азербайджане, а с 90-х гг. 19 в. распространившееся в Средней Азии. Первоначально — узкое, культурническое движение за реформу старой системы мусульманского образования (обучение грамоте путём зазубривания отдельных сур Корана), за необходимость европейского образования для мусульман.

С одной стороны, джадидизм окормлялся идеями европейских и русских социалистов, с другой - работами западноевропейских этнографов, обосновавших общность тюркских народов.
Самыми авторитетными среди джадидистов следует признать Исмаила Таспринского, Али Гуссейна Заде и Юсуфа Акчурина. Статья последнего "Три политические системы", вышедшая в 1903 г. в Каире, идеологически оформила идеи пантюркизма.

В самой Турции идеи пантюркизма были подхвачены несколько позже. Их появление было обусловлено тем кризисом, в котором оказался деспотический режим султана Абдул-Хамида II. Султан, не согласуясь с современными для него реалиями, совершенно не допускал никаких преобразований в рушившейся империи. 
Последовательный панисламист, он мечтал о ренессансе Оттоманской империи как центре притяжения всего мусульманского мира и жестоко пресекал любые иные точки зрения.

Султан Абдул-Хамид II

Панисламизм - религ.-политич. идеология, оформившаяся в последней четверти 19 в. В основе П. лежат представления о том, что ислам обеспечивает наднац. и надкласс. общность и что политическое объединение мусульман под главенством халифа важнее всех др. гос. и политических объединений.

Фактический крах идей оттоманизма, совместно с недовольством народа вынудили турецких интеллектуалов искать идеологические основы постхамидовской Турции. 

Оттоманизм -декларировал «равенство всех османов», т. е. всех подданных Османской империи без различия их национальности и религии.

Перед ними был пример воплощения в жизнь идей пангерманизма. Одним словом, идеи российских пантюркистов пришлись ко двору.

В 1908 г. в Турции произошла младотурецкая революция под предводительством Энвер-паши и общества «Единение и прогресс».

Энвер-паша

Единение и прогресс (осм. — İttihâd ve Terakkî, тур. İttihat ve Terakki) — политическая партия турецких буржуазных революционеров — младотурок. Основана 21 мая 1889 под названием «Общество османского единства». Позже объединилась с парижской группой младотурок и была переименована в «Османское общество единения и прогресса» .

В результате революции общество пришло к власти и затем было преобразовано в партию.

В стране стремительно развиваются идеи Османизма. Делается попытка всё население Турции превратить в турок. Малые народы (греки, армяне, курды и другие) всячески этому сопротивляются, вызывая недовольство правящих кругов. В стране распространяются идеи пантюркизма, как основы будущего развития Турции. 

Османизм –декларировал «равенство всех османов», подразумевая под османами только турок, и требовал отуречивания всех нетурецких народов империи с целью создания «единой османской нации».

Энвер-паша

Основываясь на данных идеях страна обращает своё внимание на Азербайджан – входивший тогда в состав Российской империи. Начинается культурное проникновение в него. Этому, однако помешала Первая Балканская война, в результате которой Турция потеряла значительную часть своей европейской территории. Проигрыш Турции привел к падению популярности идей пантюркизма и снижению культурного давления на Закавказье. 
Была сделана попытка реанимировать эти идеи - Зия Гок-альп и Халиде Эдиб Адывар, в 1912 году выпустили Роман «Ени Туран» («Новый Туран»), где прославлялось прошлое и будущее тюрского народа. В данном романе была предпринята попытка противопоставить пантюркизм – значительно набравшему популярности панисламизму, для этого в романе использовалась Волчица, как символ нации тюрков, которому они поклонялись до принятия ислама. Однако, в широких слоях населения этот роман значительного отклика не имел.

После вступление Турции в Первую мировую войну элитой была предпринята новая попытка реанимации идей пантюркизма. Поскольку территория Азербайджана, Средней Азии и поволжских тюрок находилась в Российской империи, поэтому кроме пропаганды этих идей как внутри своей страны, так и в Российской Империи, была сделана ставка на уничтожение клина нетурецких народов между Турцией и Азербайджаном. Именно так появилось идеологическое обоснование Армянской резни 1915 года.
Но, даже подобная попытка решения вопроса не сделала из армян и других народов - турок. 

В 1918 году произошла капитуляция блока срединных держав, в число которых входила и Турция. Антанта, без участия России, производит частичную оккупацию страны. Многие из входивших в правительство младотурок вынужденно эмигрируют. Сами идеи младотурок значительно потеряли популярность среди основной массы насления.

В Советской России, не смотря на сначала достаточно лояльное отношение к идеям пантюркизма, происходит столкновение, в том числе вооруженное, с носителями этой идеи во время гражданской войны и происходит понимание идеологии этой идеи. Как результат этого, начинается серьезная борьба со стороны Советского государства с идеологическими разрушителями СССР:
Уже десятый съезд Компартии 1921 года отнес пантюркизм и панисламизм к проявлениям «буржуазно-демократического национализма»

В 1923 году было проведен суд, вошедший в историю под названием «султангалиевщины», от имени татарского коммуниста М. Султан-Галиева, выступившего против сталинского пути решения национального вопроса. Надо отметить, что так называемая «султангалиевщина» не была вымыслом следователей и пропагандистов, за ней действительно стояла (впрочем, безнадежная с самого начала) попытка соединить идеологию пантюркизма с национальной политикой советской власти. Среди татарских коммунистов в 1920-х годах получила распространение (правда, в довольно узких кругах и весьма ненадолго) идея образования в центральной России независимого государства — социалистической Республики Туран. Также в Средней Азии существовала тайная организация «Ирк», которую возглавлял Туран Рыскулов - он рассматривал Туркестан как независимое от России образование, возможный центр «Туранского государства».

В 1919 году в результате конфликта начинается Вторая Балканская война. Греческие войска доходят до Анкары. В этих условиях, распада управления страной, молодой прозападно настроенный офицер Мустафа Кемаль (Ататюрк) проявив организационный и военный талант и опираясь на поддержку неоккупированного населения Анатолии и Французскую помощь, добивается разгрома греческих войск и восстановления управления страной на её сегодняшней территории. 

Мустафа Кемаль (Ататюрк)

Обеспечив устойчивость власти, Мустафа Кемаль (Ататюрк) проводит реформу государственного управления и начинает реформирование остальных направлений жизни населения Турции с целью максимально сформировать Турцию как Европейскую страну. Отбросив идеологию национализма и пантюркизма. Хотя идеологи пантуранизма и утверждают, что Кемаль отказывался от этой идеологии только на словах.

«…Собирать различные народы под общее название и управлять этими разнородными элементами на основании одних и тех же, правил и законов – программа хотя и привлекательная, но обманчивая. Даже идея создания единого государства, долженствующего охватить всех тюрков мира, есть также несбыточная мечта. Этот факт зафиксирован крайне кровавыми горькими событиями, которые переживались на протяжении нескольких веков.
История не дает нам ни единого факта и случая, указывающего на успешное применение политических систем панисламизма или пантуранизма. Судьба государств, образованных не на расовых, а на общечеловеческих началах, но с целями завоевательными, отмечена историей! Итак, мы далеки от всяких завоевательных поползновений. Что же касается создания государства на базе гуманитарных идей, заставляющих людей забыть всякие национальные чувства и особенные интересы, то для этого требуется наличие соответствующих условий.

Мы находим, что единственная ясная и реально применимая политика – это политика национальная.
Реальное состояние современного мира и его общие условия и факты, которые веками закреплены в умах и характерах, не позволяют нам совершить недопустимый грех быть утопистами в политике.
Таков смысл истории. Таково веление науки, ума и логики.

Для того, чтобы наш народ был силен, жил счастливой жизнью и благоденствовал, надо, чтобы государство вело вполне национальную политику. Необходимо также, чтобы политика соответствовала вполне нашему внутреннему государственному строю.

Когда я говорю о национальной политике, то имею в виду следующее:
Оставаясь в пределах своей национальной политики и, прежде всего, базируясь на свои собственные силы, сохранить свое существование и работать над благоденствием страны, в целях достижения настоящего счастья и благоденствия ее. Конкретно говоря, не подвергать народ разорению в погоне за несбыточной и утопической мечтой. Ожидать от культурного мира культурного и человеческого отношения и поддерживать с ним взаимную дружбу»…
(Речь Кемаль-паши произнесенной им перед конгрессом народной партии в 1928 году)


Страна открылась для западных идей и идеи пантюркизма еще больше теряют популярность. Однако один из основных идеологов пантюркизма Джевдет продолжал оказывать значительное влияние политику и лично на Мустафу Кемаля (Ататюрка).

Автор:

http://pontokot.livejournal.com

 

Список использованной литературы.

1. Клятва «Серых волков» (немецкий) http://archive.is/20130212085440/http://www.verfassungsschutz-bw.de/index.php Русский перевод:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B7%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%82
2. И. Гилязов «Легион Идель-Урал» http://lib.rus.ec/b/351875/read
3. Д.Подколзин, А.Шатров «Пантуранизм - глобальный вызов России» http://old.nasledie.ru/oboz/N11_01/11_07.HTM
4. Хаким Абулькасим Мансур Хасан Фирдоуси Туси «Шахнаме» http://www.rodon.org/firdousi/sh.htm#a99
5. Л Гумилёв «Древние Тюрки» http://modernlib.ru/books/gumilev_lev_nikolaevich/drevnie_tyurki/read_1/
6. Л. Гумилев «Три исчезнувших народа» http://www.kulichki.com/~gumilev/articles/Article105.htm
7. С. Кляшторный «Легенды о происхождении царского рода тюрков – Ашина» СПб университет http://turklib.ru/general_history/legendy_o_proishozhdenii_carskogo_roda_tyurkov_ashina.html
8. Н. Янборисов «Центральноазиатский компонент Турции» (материалы научной конференции) http://oldconf.neasmo.org.ua/node/3231
9. М. Парилов Конспект урока истории по теме: «Арабо-мусульманская цивилизация» «Братский педагогический колледж»http://litterref.ru/jgepolbewotrbewujg.html
10. М. Расулзаде. «Пантуранизм и проблема Кавказа» http://www.turkist.org/2011/03/rasulzadeh-panturanizm-kaukas.html
11. Н. Шкира «Пантюркизм, Пантуранизм, «Неоосманизм» и экономические интересы России и Турции» http://cyberleninka.ru/article/n/pantyurkizm-panturanizm-neoosmanizm-i-ekonomicheskie-interesy-rossii-i-turtsii
12. Али Албанви «Пантюркизм на службе мировой реакции» http://www.proza.ru/2011/08/29/544
13. Али Албанви «Пантюркизм в советский период» http://www.proza.ru/2011/09/04/1075
14. Али Албанви «Пантуранизм в наши дни» http://www.proza.ru/2011/08/31/369
15. А. Мкртычян «Пантюркизм в геостратегии Турции на Кавказе как глобальная проблема современных международных отношений (Политологический анализ)» (диссертация) http://www.dslib.net/glob-razvitie/pantjurkizm-v-geostrategii-turcii-na-kavkaze-kak-globalnaja-problema-sovremennyh.html
16. Татьяна «Всемирная история: Турция во Второй мировой войне» http://fb.ru/article/192913/vsemirnaya-istoriya-turtsiya-vo-vtoroy-mirovoy-voyne
17. «Энвер-паша - Биография» http://pomnipro.ru/memorypage40450/biography
18. Реферат «Революция 1908 в Турции» http://bibliofond.ru/view.aspx?id=702891
19. Сайт Рабкор «Несуществующий Туркестан и китайские уйгуры» http://uyghurhalki.com/necyshictvyushii-turkectan-i-kitaickie-uyghuri/
20. М. Фейгин «Закавказский узел» 1999, Новый мир, http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1998/9/feig-pr.html
21. А. Сафронов «Терроризм в Кавказском регионе» http://terroristica.info/node/26
22. Г. Абдурагимов «Кавказская Албания - Лезгистан» http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fwww.talish.org%2Fnews%2Fpanturanizm_i_pantjurkizm%2F2011-09-29-632&tld=ru&lang=ru&la=1442948224&tm=1449742021&text=%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%B8%D1%88%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F&l10n=ru&mime=html&sign=c17265ecd813b7fc3ab214b2db1c749e&keyno=0 
23. С. Червонная «Пантюркизм и панисламизм в российской истории» http://www.strana-oz.ru/2003/5/pantyurkizm-i-panislamizm-v-rossiyskoy-istorii
24. Зареванд «Турция и пантуранизм» (полный текст книги в открытом доступе отсутствует, ссылки из книги собраны по интернету) например:http://athanatoi.livejournal.com/29387.html или http://tatar-history.narod.ru/panturanizm.htm
25. Кризис РУ «Турцию ведут в Европу умеренные исламисты» http://vkrizis.ru/obschestvo/turciyu-vedut-v-evropu-umerennye-islamisty/
26. А. Куприянов «Серые волки Турана» http://kontrmaidan.ru/analytics/23478
27. С. Дебрер «Германия по-турецки» http://www.rg-rb.de/index.php?id=4912&option=com_rg&task=item
28. Я Ваарик «Основы тюркизма» http://maxpark.com/user/4295144557/content/2262189
29. © TurkishFirst.ru «Турция и Великая Отечественная война СССР с фашистской Германией» http://www.turkishfirst.ru/stories/turtsiya-sssr-voyna-germaniya-3.html
30. Г. Абдурагимов «КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ - ЛЕЗГИСТАН: история и современность» Абдурагимов Г.А. Спб., 1995 
http://alpan365.ru/kavkazskaya-albaniya-lezgistan-abduragimov/panturanizm-i-pantyurkizm/ 
31. Другая литература - которую я по причине своей лени сюда не внес.