Политический клуб имени М. Горького

Отделение общественного движения "Суть времени" в ЮЗАО г. Москвы

История Ближней и Средней Азии. От древней до Новейшей. От Тюрков до Турок. (Часть 2)

 

 

Кемаль-паша находился в жёсткой конкуренции с лидерами младотурок и не допустил их возвращения в Турцию, и хотя его цели в основном совпадали с целями младотурок, но сам Кемаль-паша считал пантуранизм и пантюркизм «фантазиями»,  поэтому после победы Кемаля многие младотурки хоть и поддержали созданную им Республиканскую народную партию, но не согласившись с самими реформами, достаточно большая часть из них, эмигрировали.

Судьба эмигрировавших младотурков сложилась по-разному, некоторые из них, как например, возглавивший движение басмачества Энвер-паша, пытаясь претворить в жизнь положения пантуранизма-пантюркизма, погибли в Средней Азии и других вооруженных конфликтах,

В феврале 1922 руководимые Энвер-пашой басмаческие войска захватили Душанбе, затем был организован поход на Бухару. За короткое время он смог занять практически всю территорию Восточной Бухары и значительную часть запада эмирата. Советские представители неоднократно предлагали ему мир и признание его власти в Восточной Бухаре, однако Энвер-паша занял непримиримую позицию и требовал полного ухода советских войск из всего Туркестана. После нескольких проигранных сражений, штаб басмачей вместе с Энвер-пашой был уничтожен Красной армией. После развала СССР, властями Таджикистана, останки Энвер-паши эксгумировали и торжественно передали президенту Турции Сулейману Демирелю4 августа1996 года.

Некоторые – особенно теоретики, осев в Европе продолжили разработку идей пантюркизма и пантуранизма. Например, Зареванд, выпустивший в 1930 году, в Париже книгу «Турция и Пантуранизм» в которой впервые сформулировал основные положения «Пантуранизма» как идеологии.

Мустафа Кемаль (Ататюрк) приложив значительные усилия для построения республики по Западному типу, не сумел, однако полностью устранить из политической жизни влияние пантуранистки настроенных политиков. И после его смерти в 1938 году, вследствие отсутствия давления со стороны властей, их пропагандистское влияние на граждан страны значительно усилилось. Началось возвращение теоретиков и уцелевших практиков данного политического течения. Началось возрождение пантуранизма.

Начало второй мировой войны и прогерманские симпатии, имевшие давнюю историю, значительно усилили пантуранские настроения в обществе. Однако, проигрыш в войнах 20 века (за исключением Второй Балканской войны) и перевороты, происходившие в Турции заставили власти с настороженностью отнестись к возможному участию Турции во Второй мировой войне. Хотя, и существуют предположения, что в ходе тайных переговоров с Нацистской Германией была достигнута договоренность о участии Турции на стороне Германии. После выхода войск Германии на рубеж Волги и выхода на предгорья Кавказа. Об этом косвенно свидельствуют войска, которые СССР, был вынужден держать всю войну на границе с Турцией.

Советское правительство, ввиду того что турецко-германское политическое сотрудничество в годы Второй мировой войны нанесло определенный ущерб безопасности СССР, не могло не сделать из этого соответствующих выводов и 19 марта 1945 г. денонсировало советско-турецкий договор "О дружбе и нейтралитете", заключенный 17 декабря 1925 г., поставив в качестве условия его возобновления решение территориального вопроса. Речь шла о возврате отторгнутых у Советского Союза земель (Карская область и Сурмалинский уезд) и пересмотре конвекции Монтрё.

Конференция Монтрё о режиме Черноморских проливов проходила 22 июня - 21 июля 1936 года в г. Монтрё (Швейцария) с участием СССР, Турции, Великобритании, Франции, Болгарии, Румынии, Греции, Югославии, Австралии и Японии. Целью Конвенции Монтре являлось регулирование прохождения гражданскими судами и военными кораблями турецких проливов.

Ещё на Ялтинской и Потсдамской конференциях советской стороной был поставлен вопрос о Западной Армении и контроле над черноморскими проливами. "В 1921 году, говорил В. Молотов, турки воспользовались слабостью Советского Союза и отняли у него часть Советской Армении (речь идет о Карсском, Ардаган-ском, Кагызманском, Артвинском округах и Сурмалинском уезде, которые по условиям Московского договора 1921 года отошли к Турции.)... Что касается вопроса о проливах, то Советское правительство давно говорит о том, что конвенция в Монтрё его не устраивает".

Однако Черчилль и Трумэн отказались поддержать Сталина в данном вопросе на Ялтинской и Потсдамской конференциях и не отреагировали на письмо Католикоса всех армян Геворка VI. На Потсдамской конференции (17 июля - 2 августа 1945 г.) премьер-министр Великобритании У. Черчилль не согласился на изменения советско-турецкой границы, а президент США Трумэн отказался обсуждать этот вопрос, заявив, что территориальный спор должен решаться только на уровне советско-турецких отношений. Доводы премьер-министра Турции Сараджоглу, о невозможности возврата аннексированных земель, были сформулированы в его заявлении, что "на этой территории нет ни одного армянина".

Поскольку Западные «Союзники» уже запланировали военные действия против СССР (Операция «Немыслимое» - разработка плана закончена 22 мая 1945 года), и нуждались в плацдармах у границ с СССР они и не могли допустить подобного развития событий. Результатом этого, было то, что США и Англия обеспечили военно-политическую поддержку Турции и не остановились перед угрозой использования атомной бомбы.

Второй секретарь посольства Турции в Москве Мустафа Кунт прямо заявлял, несмотря на военную слабость Турции, Анкара уверена в активной поддержке Англии и США в противоборстве с СССР. Сотрудник турецкого посольства Берксун Хасан в этой связи отмечал: "Если русские попытаются отнять у Турции часть территорий и захватить Дарданеллы, то будет новая война. Хотя Советский Союз и сильное государство, однако Турция этого не опасается, так как нас поддержат англичане и русским придется воевать не только с Турцией, но и с Англией".

Единственным условием к правительству Турции было проведение «Демократических преобразований». И в июне 1945 года четыре депутата меджлиса - видные деятели Народной Республиканской Партии Джеляль Баяр, Аднан Мендерес, Фуат Кепрюлю и Рефик Коралтан обратились в парламентскую группу партии с письмом, где указывали, что необходимо установить реальный контроль парламента над правительством, обеспечить осуществление признанных конституцией свобод и прав человека и разрешить переход к многопартийной системе.

Далее Турция, по плану Маршала, получает 100 млн. долларов и создаёт Демократическую партию (Создателями которой являлись те же: Джеляль Баяр, Аднан Мендерес, Фуат Кепрюлю и Рефик Коралтан). В государстве устанавливается многопартийность.

Для практического обеспечения обеспечения антисоветизма Турции идеология пантуранизма подходила как никакая другая. Поэтому, из тюрем были выпущены турецкие националисты которые немедленно приступили к формированию националистических партий.

Именно тогда и появилось движение «Идеалистов» или «Серых волков»

«…идеалистическая молодёжь Турции будет до последнего человека, до последнего дыхания, до последней капли крови сражаться против коммунизма, капитализма, фашизма и всех видов империализма. Наша борьба будет продолжаться, пока национальная Турция не создаст Великий Туран…» (Клятва «Серых волков)

Дальнейшее развитие Турции происходило строго в зоне влияния США и их союзников. Этим и объясняется участие Турции в Корейской войне (1950) на стороне США (вторая по численности группировка войск на Корейском полуострове после США) и вступление в НАТО.

Партия «Националистическое движение», к созданию которой приложили «руку» США и молодежным крылом которой и является движение «Серых волков», регулярно занимает на парламентских выборах третье место.

Результатом этих политических событий явилось то, что Пантуранисты значительно укрепили свои позиции на территории Турции.

Следующий этап в становлении пантуранизма происходит после уничтожения Советского Союза. Опираясь на слабость власти в новообразованных республиках и производя точные вливания денежных средств, носители идей Пантурана начали их интенсивное пропагандирование на территории бывших республик СССР.

Таким образом Пантуранизм из националистической идеологии самой Турции, во второй раз после 20-х годов, вышел за границы этого государства.

Интенсивное распространение идеи пантуранизма обеспечивалось «Гуманитарной» помощью, литературой и прямым военным вмешательством под прикрытием «Общественных организаций», «Партийных делегаций» или просто военными инструкторами.

Например, участие «Серых волков» в 1992 году в Карабахском конфликте на стороне Азербайджана которые прибыли туда по приглашению пантюркиста Абульфаза Эльчибея, будущего президента Азербайджана.

О глубине проникновения идей пантуранизма свидетельствует и такой факт, Серый волк на знамени мятежных территорий ЧИССР и мятежного генерала - Джохара Дудаева появился после совершения им визитов летом 1992 года в Турецкую республику Северного Кипра и Турцию.

Дудаев Джохар - президент самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия (1991—1996)

Серьезность намерений мятежного генерала при принятии нового символа демонстрирует и такой курьез -  с 1992 года Джохар Дудаев запретил показывать на чеченском телевидении мультсериал «Ну, погоди!». По мнению генерала, в нём оскорблялся образ волка — государственного символа независимой Ичкерии. Неофиты всегда хотят быть «святее папы»!

На остальной территории бывшего Советского союза активность Турции нарастала в геометрической прогрессии. Татария, Башкирия, республики Средней Азии, Крым и другие территории испытали просто нашествие эмиссаров панисламизма и пантуранизма. Строительство мечетей, духовных школ и проповедование ценностей Турецкого государства приняло воистину гигантские размеры.


Карта туранских государств и территорий согласно Пантуранизма.

Одним из направлений усиления культурного влияния Турции на тюркоязычные страны служит латинизация алфавитов. Напомним, что в 1926 году руководство СССР провело реформу письменности тюркских народов страны, внедрив для них, вместо письменности на основе арабской графики, адаптированную латиницу. В 1940 году, однако, эта латинизированная письменность была заменена на кириллическую.

После обретения независимости бывшими союзными республиками там благодаря влиянию Турции начался обратный процесс. Азербайджан, Туркмения, Узбекистан восстановили латинскую графику. Так же выступая на очередной Ассамблее народов Казахстана, о принятом решении осуществить перевод казахского языка на латиницу объявил Нурсултан Назарбаев.

Аргументом в пользу латинской графики обычно служит желание интегрироваться в «мировое информационное пространство», в частности, облегчить внедрение Интернета на национальных языках. И ссылаются здесь как раз на пример турецкого языка. Фактически же это – одна из форм пантюркизма, только в виде культурной экспансии.

В РФ попытка такого рода была предпринята в Татарии, но Конституционный суд РФ блокировал ее.

Началась реальная подготовка к формированию структур управления будущего Пантурана. Для понимания масштабов этого явления достаточно привести всего лишь несколько примеров:

  • В 1992 г. на официальной встрече в Анкаре лидеры Турции, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Туркмении и Киргизии в совместной декларации выразили стремление создать федерацию "братских тюркских народов" с общей экономикой, политикой, вооруженными силами и культурой.

Плакат

  • В Азербайджан, в 1992 году приезжает Альпарслан Тюркеш, в 40-х годах – доверенное лицо гестапо в Турции, лидер неофашистской пантюркистской «Партии национального действия» и ее боевого подразделения «Серые волки».  

Герб «Серых волков»

«Действуй, о турок! Нет у нас больше Румелии, Венгрии, Сирии, Ирака, Палестины, Египта, Алжира, Крыма и Кавказа. Действуй, как серый волк, пусть возродятся былые времена» (Альпарслан Тюркеш) 

Сразу после этого, в июне 1992 года, благословлённый Тюркешем Народный фронт Азербайджана пришел к власти, а пост министра внутренних дел занимал глава азербайджанских «Серых волков» Искандер Гамидов. Уже тогда его выступление на восстановительном съезде азербайджанской пантюркистской партии «Мусават» показало, что современный пантюркизм и конкретно «серые волки» отнюдь не отказываются от своих мироустроительных планов. Гамидов заявил, что «…для создания общетюркского государства «Великий Туран» необходимо заняться не только Южным Азербайджаном, но и Китаем, Индией и Сибирью.»


Турецкий и Азербайджанский «Серые волки»

  • В 1992 году, в Стамбуле прошел съезд уйгурских общин организовавших Национальный Конгресс Восточного Туркестана, в последующем после переезда из за давления Китая в Мюнхен (Германия) в 2004 году был переименован в Всемирный Уйгурский Конгресс. Идеология – уйгурский национализм и пантуранизм.

Флаг Уйгуров

 

  • Визит в ФРГ премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана (будущего президента Турции) 2008 году «Мы не имеем ничего общего с ненавистью и насилием – там, куда приходим мы, турки, там царит мир, –…– Вы должны активно участвовать в политической жизни Германии – ведь вас здесь три миллиона! Мы не должны восприниматься как чужаки, мы должны быть важной частью этой страны», – до некоторого момента слова премьера можно было назвать излишне высокопарными, но никак не оскорбительными. Однако уже через минуту тон выступления Эрдогана сменился, и премьер произнес самые важные слова своего выступления: «Турецкий язык – это ваш родной язык, и вы должны учить ему своих детей. Я отлично понимаю, почему вы против ассимиляции. Ассимиляция – это преступление против человечества!» Во время визита участвуя в дискуссии с представителями молодежи, проходившей в здании администрации немецкого канцлера, Эрдоган выступил с еще одним сенсационным заявлением. «В Германии необходимо открыть школы, преподавание в которых будет вестись на турецком языке, – заявил он собравшимся. – Турция готова отправить в Германию необходимых для этого учителей».

 

  • В октябре 2009 года к руководству крымских татар авторитетный член турецких «Серых волков» Юсуф Зия Арпаджик. И говорит об опасности нападения России на Крым буквально следующее: «Здесь наши братья – крымские татары, и если Россия все же решит пойти войной на Крым, она ощутит сопротивление всего тюркского мира. Относительно любой политики России у нас продуманы адекватные меры, но я все же склонен полагать, что она не пойдет на это… России лучше забыть о своих имперских притязаниях на этот удивительный полуостров».

«Серые волки» участвуют в блокаде Крыма

 

  • В 2012 году в Казахстане на конференции тюркоязычных стран утвержден единый флаг Пантурана для него взяты символы всех 4 суверенных тюркских государств: солнце из флага Киргизии, звезда — Азербайджана, полумесяц — Турции, цвет — Казахстана.  Он является вторым обязательным флагом после национальных.

Развитие Пантуранизма и пантюркизма, как идеологии.

 

Пантуранистское движение в начальной стадии своего возникновения мало чем отличалось от обычного национального движения малых народов.

Первая попытка идеологически противопоставить, при достаточно лояльном отношении к другим народам, тюркоязычных произошла в 1879 году крымско-татарским публицистом Исмаилом Гаспринским который начал издавать в Бахчисарае газету «Терджиман», которая считается первым серьезным печатным органом, посвященным тюркоязычным мусульманам.

На Кавказе аналогичную работу вел в то время Мирза Фет Али Ахундов. В городе Баку при материальной поддержке известного миллионера Зейнала Тагиева издавалась ежедневная газета «Каспий». Во главе газеты «Каспий» стояли будущие видные представители пантуранизма, такие как Гусейнзаде Али, Ахмед Агаев, Али Мардан Топчибашев.

 

Идеология пантуранизма в 1900-1910 годах ХХ века.

 

С ростом революционного движения в России, начинается и рост национального движения мусульман. Началось оно с противопоставления своих бытовых и культурных особенностей культуре господствующей нации. И так как в то время религиозный момент еще преобладал в сознании мусульман, то и тюркоязычные начали свою деятельность с выставления лозунга защиты шариата и мусульманской религии от православия. В этом противопоставлении взгляды образованных руководителей российских мусульман были обращены на Турцию, как на единственную мусульманскую страну которая обладала достаточной силой, чтобы не стать Европейской колонией, как например Египет или Алжир. И в тоже время имела достаточно разработанную идеологию на основе ислама. Вот от него, по мнению создателей, идеологов пантуранизма и должно прийти «освобождение тюркоязычных народов». Таким образом, на первых порах своего возникновения пантюркизм имел панисламистский характер.

Позже религиозный мотив начинает уступать свое место национальному принципу. Анатолийский турок, говорили азербайджанские пантуранисты, того же туранского корня, что и азербайджанский татарин. Оба они имеют общий язык и общую культуру. И так как из всех туранских народов только турки сохранили свою независимость, то на турецкого султана и падает высокая честь освобождения тюрко-татарских народов от чужого ига и объединения их в одно могучее государство. В числе этих народов получат свое освобождение в первую очередь азербайджанцы, потому что они ближе всех находятся к Турции.

В отношении территорий, считавшими туранскими, не было единогласия. Чтобы дать общее представление об этих претензиях, — пишет Зареванд, — укажем границы Турана, начертанная Ахмедом Агаевым и Качензаде. "Туранский мир" Агаева начинается от Балканского хребта и доходит до Манчжурии, включая в себя: Балканы, Малую Азию, Крым, Кавказ, Дагестан, Астрахань, Поволжье, Саратов, Самару, Казань, Уфа, Оренбург, Сибирь, Монголию, китайский и русский Туркестан, Бухару, Хиву, Хорасан, южное побережье Каспийского моря и два (русский и персидский) Азербайджана.

Качензаде требует, чтобы в туранское или тюрко-татаро-монгольское объединение вошли: Малая Азия с Константинополем, Месопотамия с Мосулом, Азербайджан с Баку. Далее в нее должны войти собственный Туран, т.е. пространство от Крыма до Каспия, находящиеся между Волгой и Уралом Оренбургская и Уфимская губернии, Киргизские степи, находящиеся между Аралом и Байкалом Туркестан, возвышенность от Алтая до Памира и пространство от Монгольских гор до Сибирских степей, вплоть до Иркутска и берегов Амура. В эту "федерацию", говорит Качензаде, должны войти все более или менее крупные группы тюркского населения, оставшиеся со времен средневековых нашествий. Одним словом, туркам должно принадлежать все, где ступала когда-либо нога тюрка…

Еще более решительно настроенные пантуранисты включали в пределы Турана и другие, пограничные и мусульманские станы — в особенности, если царствующая там династия была туранского происхождения, как, например, Персия при Каджарах, Афганистан и.т.д. Мы не говорили об аппетитах Энвера Паши и ему подобных, — пишет Зареванд, — потому что пантуранизм Энвера, в особенности в начале, носил панисламистский отпечаток. По мнению Зареванда, Энвер стремился создать Арабскую Империю и сделать ее вассалом Турции, другими словами, хотел "использовать Коран для Турана". Границы Энверовской Империи начинались в Морокко и кончались -  Кореей.

И наконец, претендующая на "научность" часть пантуранистов ограничивалась лишь территорией, населенной тюркской группой туранских народов. В последнюю тюркскую группу входят: тюрки Сибири (якуты), тюрки Центральной Азии (казахи, узбеки, киргизы, туркмены и др.), тюрки Поволжья (кипчаки, татары, башкиры), тюрки Юга России (татары Крыма и Кавказа) и тюрки Запада (Ирана и Оттоманской Империи).

К объединению всех этих тюрков и стремилась умеренная группа пантуранистов. Исходя из этого, они и движение свое предпочитают называть не пантуранизмом, а пантюркизмом; всех, принадлежащих к пятой группе народов (татары, узбеки, киргизы, башкиры, якуты и др.) они считают тюрками…

В своей статье: "Три политические системы", впервые опубликованной в Казани в 1904 году, затем перепечатанной в Каирской газете "Тюрок" 1913 г., Акчура (Татарский публицист Акчурин - эмигрировавший после первой русской революции в Турцию, затем в Египет) впервые дает ясную и исчерпывающую формулировку пантуранизма. Акчура говорит, что оттоманизм. являющейся главной целью младотурецкой политики и стремящийся из разноплеменных народностей Турции создать одну нацию, как это было сделано в Америке — неосуществимо по следующим причинам:

1) оттоманизм идет в разрез с желаниями и устремлениями турок, ибо, провозглашая равенство всех народов в Турции, он этим самым лишает турок положения господствующей нации и равняет их с "райями" — христианами;

2) он идет в разрез с учением Магомета, ибо ставит на одну доску правоверных и неверных;

3) он идет против желаний и самих подвластных народов, которые стремятся к независимости и не желают жить совместно с своими завоевателями;

4) оттоманизм идет в разрез с панславянскими и завоевательными программами России, претендующей на Константинополь и на роль защиты восточных христиан;

5) наконец, он не согласуется с общественным мнением Европы, требующей изгнания "варваров" — турок из Европы и освобождение христиан от их ига.

Что же касается панисламизма, то он, с одной стороны сталкивается с все более и более усиливающимся национальным чувством во всех мусульманских странах, а с другой — с интересами больших и маленьких колониальных держав. Таким образом, панисламизм не может считаться реальным фактором возрождения и усиления Оттоманской империи.

Остается, таким образом, третья политическая система – пантюркизм или пантуранизм. В Оттоманской империи, с точки зрения интересов государства, единственным верным элементом являются турки. Лишь на них базируясь, государство может идти по пути возрождения и усиления своей мощи. Будущее и, вместе с тем, спасение Оттоманской империи стало искать в тюркских народах, к национальному и государственному объединению которых, говорит Акчура, должны быть направлены все наши усилия.

Путь пантуранизма свободен от всех тех препятствий, на которые наталкиваются панисламизм и оттоманизм. Пантуранизм, — пишет Акчура, — направлен преимущественно против России, которая хотя и велика, но не непобедима. Акчура думает, что европейские державы, ввиду противоположности их интересов на Востоке, не только не окажут сопротивления, но и будут всячески способствовать осуществлению Турцией пантуранистических планов.

 

Идеология пантуранизма в 10-30-х годах ХХ века.

 

Зия Гок Альп, основоположник пантюркизма, намечает в своей известной книге Основы тюркизма (1923 г) три ступени осуществления своего идеала:

Тюркизм в самой Турции, что означает ассимиляцию или, в случае отказа от нее, удаление всех нетурецких элементов; параллельно с этим - очищение турецкого языка от арабских примесей и приближение его к туранским корням, а также создание турецкой национальной культуры. В то же время туркизм пытается повернуть турка «от Мекки к Алтаю» (стр. 100).

Второй ступенью является так называемый огузианизм, т.е. объединения стран, населенных потомками Огуза-Турции и двух Азербайджанов: персидского и русского (стр.92).

Огузианизм - объединение стран, населенных потомками Огуза: Турции и двух Азербайджанов, персидского и русского.

Наконец, что касается других тюркских народностей (татар, киргизов, башкир, якутов, алтайских турок), то Гек Альп допускает, что они могут стремиться к созданию собственных культур. Но все же и они, в конце концов, должны войти в общую туранскую федерацию (стр. 92).

Тюркизм, — пишет Зареванд, — является основным и предварительным условием к осуществлению турецкого варианта пантуранизма.

«Турция только для турок, - вот лозунг и вместе с тем, и программа тюркизма»

Для освобождения своих единомышленников и объединения их в одно государственное целое, Турция должна обладать прежде всего достаточной моральной и материальной силой…

Причина бессилия Турции, - пишут Тюркисты, — кроется в составе ее народонаселения, и именно в том факте, что оно не исключительно тюркское… Христиане ли эти меньшинства или мусульмане, — дело не меняет. Раз они имеют особую от турок культуру, особую историю и противоположные интересы, то смешно и даже опасно ждать от них проявления государственного патриотизма. Они (национальные меньшинства), не могут идти в ногу с нами, усвоить наши идеалы и служить нашим целям. И в качестве выхода тюркисты указывали на одно единственное средство: Турция должна быть прежде всего отуречена.

Турецкая интеллигенция, говорили они, должна отуречить свой народ. Она должна к природному и инстинктивному национальному чувству привить сознательный и подлинный тюркизм. А для этого она должна создать прежде всего национальную культуру.

Правительство же Турции обязано отуречить страну. Оно должно сделать решительный поворот в своей политике, прекратить игру в Оттоманизм, перестать смешивать мусульманина с турком. Оно должно опираться исключительно на турецкий элемент и только его поддерживать. Остальные народности не должны существовать, как особые нации, они, как таковые, не должны иметь никаких прав. Перед ними должна стать альтернатива: либо сделаться турками, либо уйти из Турции. Нет нации Оттоманов, а есть и впредь в Турции может быть только одна единственная нация — турецкая.

Учиненную в 1915 г. ужасную резню армян несомненно нужно рассматривать, — пишет Зареванд, — как одно из подготовительных действий к осуществлению пантуранской программы; нужно было уничтожить инородный клин, вонзившийся между Турцией и Азербайджаном…

Военные цели Турции, — пишет Зареванд — ясно определились задолго до вступления ее в первую мировую войну. «Мы не должны забывать, говорится в циркуляре всесильного в Турции Младотурецкого Центрального Комитета, разосланный всем отделом партии по случаю вступления Турции в войну, что целью нашего участия в мировой войне для нас является не одно только спасение нашей страны от угрожающей ей гибели. Нет, мы преследуем и более непосредственную цель — осуществления нашего национального идеала, который требует, чтобы мы, разбив нашего московского врага, довели нашу Империю до ее естественных границ, которые охватили бы и объединили все наши соплеменные народы».

Однако война принесла, — пишет Зареванд, — для них неудачный оборот. «Кагарман мемедчик (так назвали турки своих солдат) отступал перед русскими «чудо-богатырями», и анатолийские области одна за другой, переходили в руки «московов». Турки вместо того, чтобы приближаться к Турану, все более и более отдалились от него. Пантуранские мечты развеялись и турок охватило отчаяние.

Но… свершилось чудо: в России вспыхнула революция и все события пошли по-иному.

«Большевики совершили революцию, захватили власть и стали танцевать в церквах», таков был текст официальной турецкой телеграммы, — пишет Зареванд, — сообщавшей об октябрьском перевороте в России. Да, Россия с ума сошла и передала власть над страной одержимым людям, — иначе не могли объяснить турки смысл происшедших и происходивших там событий. Но туркам это «беснование» «московов» пришлось как раз кстати.

После октябрьского переворота, — пишет Зареванд, — победоносная русская армия, державшая в своих руках 1⁄3 территорию Турции, покинула эти области и направилась домой. Кавказский фронт был оголен и перед турками открылись широкие и заманчивые перспективы. В продолжение короткого времени они вернули себе все завоеванные области и подошли вплотную к русским границам на Кавказе.

Заключенный затем в Брест-Литовске с «танцующими в церквях» большевиками мир возвратил им занятые Россией в 1879 г. Карскую, Ардаганскую и Батумскую области. Турция получила, — пишет Зареванд, — больше, чем она могла бы рассчитывать и, казалось, что ее игра на кавказском фронте должна быть кончена, тем более, что на других фронтах (Мессопотамский и Сирийский) дела ее шли очень скверно.

Но тюрки, вопреки настойчивым требованиям главного германского штаба — прекратить военные действия на Кавказе и перебросить восточную армию против англичан, — продолжали свои продвижены вглубь Закавказья, усиливая свою армию новыми галлиполийскими дивизиями.

Чем объясняется такое, противоречащее логике вещей, поведение турок? — Теми целями, которые поставили себе турки, вступая в войну. А главной из этих целей, как мы видели, — пишет Зареванд, — было освобождение тюрко-татарского населения России и объединение его с Турцией. Перед этой основной целью отступили все другие задачи и разные стратегические расчеты, и турки, даже ценой разрыва с Германией продолжали свои военные действия на Кавказе…

С момента начавшегося отхода разложившейся кавказской армии России вся деятельность азербайджанских татар была строго сообразована с военными задачами турецкой армии, направленными, как мы указали, — пишет Заревенд, — к захвату, в первую очередь, Закавказья. Комбинированные действия турок и татар были направлены против армян и армянских военных сил, ставших на смену русских частей… Самым интересным в поведении закавказских татар, — пишет Зареванд, — было то, что они руководились стремлением не к независимости от России. Этого они добились очень быстро, сломив сопротивление армян и пользуясь нейтралитетом грузин. Зимою 1918 г., когда уже русских войск больше не было в Закавказье (за исключением Баку), Азербайджан стал турецкой провинцией Такой он остался и после формального провозглашения в мае того же года своей независимости.

«Азербайджан наконец достиг своей цели, — говорил в Елизаветпольской мечети глава азербайджанского правительства Хан-Хойский, обратившись к главнокомандующем турецкой армией Нури-паша, - и наконец осуществился вековой идеал всех турок - объединения их под знаменем султана. И с трепетом сердца ждут теперь турецкую армию, несущую им освобождение, горцы Кавказа, татары Поволжья, сарты Закаспия, узбеки и киргизы, хивинцы и бухарцы Центральной Азии. Эту знаменитую речь Хан Хойский кончает возгласом: «Да здравствует турецкая армия, да здравствует объединение всех тюрков!»

Елизаветпольская губерния - была образована в 1868 г. из бывших ханств: Ганжинского, Карабахского и Шекинского, а также из Самухского и Шамшадильского магалов. В 1917 упразднена, территория разделена между современными Грузией, Арменией и Азербайджаном.

И на завершении дела объединения всех турок шла армия Нури-паши. В начале сентября она «освободила» Баку, вырезав 30 тысяч мирного армянского населения, а в конце того же месяца уже дралось под Петровском, идя на «освобождение» горцев Кавказа. С действительным трепетом сердечным ее ждали пантуранисты Туркестана и Поволжья, куда и направлял свою армию Энвер-паша, как вдруг случалось второе чудо, разрушившее на этот раз уже планы самих пантуранистов: война кончилась поражением союзников Турции и добравшись до преддверия Турана ее армия должна была отказаться от своей дальнейшем миссии и повернуть свое лицо обратно к Анатолии, к своим прежним государственным границам… Так кончилась на полпути одна из наиболее ярких фаз пантуранского движения»….

Последняя глава книги Зареванд, которая называется «Пантуранизм в наши дни» описывает события 20-х годов XX века, которые повторяют события на Кавказе и в Закавказье после развала СССР уже в 90-х годах ХХ века.

Зареванд пишет: «Жива ли идея пантуранизма в современной Турции, или же она, сыграв свою роль в жизни турок, отошла в область истории, другими словами, каково отношение Ангоры к пантюркизму?

Ангора в настоящее время находится в дружбе и братстве с Россией. С другой стороны, как мы видели, против этой же России направленно пантуранисткое движение, осуществление конечной цели которого — создание объединенной и независимой Турании — связано с распадом и развалом российского государства.

Это обстоятельство, — пишет Зареванд — создает весьма деликатное положение для сторонников пантуранизма в Турции и в особенности для тех из них, которые занимают высшие государственные посты…

Вот почему Мустафа Кемаль-паша, вслед за заключением русско-турецкого договора, вынужден был официально осудить с кафедры Великого Национального Собрания пантуранизм, смешав его почемуто с панисламизмом.

Одной из причин наших нынешних бедствий, сказал он, являются неосуществимые программы и планы наших бывших руководителей. Они захотели создать обширную империю, объединив в ней все мусульманские и туранские племена. Отсюда и возник панисламизм и пантуранизм. Вот именно эти мечты и толкнули партию «Единение и Прогресс» к участию в великой войне. Но эти идеалы слишком эфемерны. Будем же мы в нашей политике более скромны и реалистичны! Эти слова успокоили бы многих, тревожащихся за мир на Ближнем Востоке, являясь лучшим доказательством происшедшей в умах турецких государственных деятелей перемены, — пишет Зареванд, — если бы они были искренны.

Но, к сожалению, дипломатические заявления, как говорит архи-дипломат Бисмарк, предназначены для того, чтобы скрыть, а не выражать мысли и намерения их автора. Таковы и заявления Мустафы Кемаль-паши. И это понятно, потому что когда глава турецкого национального движения делал эти свои заявления, Турция вела еще борьбу за свое существование и в этой борьбе единственную помощь она получила от Советской России.

Национальная Турция была убеждена, что эта новая политика принесет ей больше пользы, чем старомодный панисламизм. И в доказательство искренности этого своего убеждения, она отказалась от прерогатив религиозного верховенства, упразднив в 1924 г. халифат. Этим своим актом Турция выиграла многое, ничего не потеряв… Вопрос о халифате в продолжении ряда столетий отравлял арабо-турецкие отношения. В глазах арабов турки были узурпаторами, ибо они не имели никакого права называться преемниками Пророка, когда в Аравии существовали шерифы - в чьих жилах текла Куреишская кровь.

Курайши́ты (курейшиты) — правящее племя древней Мекки; из этого племени происходит пророк Мухаммед.

И практические пантуранисты во имя своих племенно-национальных целей отказались от яблока раздора, чем и приобрели дружественный нейтралитет арабов.

Что касается пантуранизма, то нет никакого сомнения в том, что идея объединения всех тюрко-татарских народов и в настоящее время является национальным идеалом турок, — пишет Зареванд. И правительство Кемаль-паши не только разрешает открытую и свободную пропаганду этой идеи у себя в стране, но и оказывает ей всякое покровительство, а иногда и само навязывает ее населению силою своего авторитета…

И Кемаль-паша, действительно, претворил в жизнь то, что многим казалось лишь мечтой. Все его дела — как военного, так и мирного времени, — носят неизгладимую печать символа веры пантюркизма. Все его столь прославленные реформы являются осуществлением пункт за пунктом программы пантуранистов, сформированной ими еще задолго до появления на политической сцене Турции Кемаля.

Возьмем самую основную из этих реформ преобразование турецкого государства по признаку однородности его населения. Как об этом мы уже упоминали выше, — пишет Зареванд, — Кемаль-паша в этом отношении был лишь продолжателем дела младотурок, которые во время войны, придя к убеждению в правильности этого требования тюркистов, взялись за его осуществление, вырезав поголовно одного из национальных меньшинств-армян. Кемаль-паша продолжая это жестокое и варварское дело, успел покончить с другим меньшинством — с греками. В настоящее время, как мы опять таки указывали, он занят вычищением курдов, применяя к ним те же методы, что были применены к армянам и грекам. И, наконец, в отличие от младотурок и в полном соответствии с программными требованиями тюркистов, Кемаль-паша решил не щадить и те меньшинства, которые до сих пор, будучи связаны вероисповедными узами с турками, были всегда верны турецкой государственности. Таковы, например, черкезы, лазы, те же курды и др. Кемаль не доверяет им. Взявшись за последовательное осуществление лозунга тюркизма: «Турция –– только для турок», кемалисткое правительство издало ряд законов и административных распоряжений, целью которых является распыление и рассеяние по Турции этих меныпинственных обществ и облегчение, таким образом, их быстрой ассимиляции. Перед всеми меньшинствами Турции поставлена правительством Кемаля грозная альтернатива: или ассимилироваться, стать турками — или уйти из Турции».

Таковы и остальные реформы, пишет Зареванд. Реформа турецкого языка: очищение его от иностранных элементов (главным образом арабских и персидских) и уничтожение арабского шрифта; обращенность к народу и западной цивилизации; борьбы против халифата, как естественный вывод противопоставления пантуранизма панисламизму; преследование старых турок носителей идей оттоманизма и т.д. — все это является отнюдь не плодом гения Кемаля. а программными пунктами пантюркизма…

Пантуранистская пропаганда,  пишет Зареванд, и сейчас ведется среди российских тюрко-татар и ведется с большим успехом. Турция является подлинной политической меккой для них всех, а Мустафа Кемаль — истинным Пророком. Его портреты висят в каждом тюркском доме… Вереницами идут в Турцию разные делегации от тюрко-татар Поволжья, Средней Азии и даже Китайского Туркестана. Все больше и больше растет число тех молодых людей, которые едут из СССР в Константинополь для получения «высшего образования». Не мало учеников из России и в лицеях Ангоры Смирны, Трапезунда и других городов.

С другой стороны сотни турецких учителей являются преподавателями в советско-турецких школах Азербайджана, Дагестана Туркестана, Поволжья, Крыма и т.д. причем преподавание ведется не только на турецком языке, но и по турецким учебникам, напечатанном в Константинополе. Тюрко-татарская молодежь России питается турецкой литературой, проникнутой явно пантюркистскими идеями… Географию, литературу, обществоведение, даже чуть ли не математику, ребятам преподносят под совершенно особым углом зрения.

География превращается в науку о Турции, и только о Турции. Из всей мировой литературы достойны внимания оказываются исключительно турецкие писатели. Турция расцвечивается на разнообразные лады и преподносится, как некая страна чудес, страна - сказка.

Советская власть, будучи в дружбе и братстве с Турцией, до сих пор считала неудобным говорить о том, как этот друг и брат подготавливает внутренний взрыв СССР. Но в последнее время, видно чаша терпених даже у большевиков переполнилась, и они стали печатать статьи с разоблачениями происков пантуранистов.

В прошлом году (1928 г.) напечатал об этом длинную статью в «Правде» секретарь Азербайджанской компартии Караев. В начале этого года (1929 г. мы находим любопытную корреспонденцию в «Комсомольской правде», где между прочим рассказано следующее: «Выводы произведенного в Туркестанской республике в 1928 году школьного образования прямо констатируют: основной кадр учительства в туркменских школах состоит из более или менее явных пантюркистов и среди них немало турок».

Все это очень любопытно, но еще больше любопытного рассказали бы нам большевики, - пишет Зареванд, — если бы опубликовали данные, добытые военными штабами Красной Армии, Кавказской, Туркестанской и др…

В отличие от своих предшественников — Гусейнзаде, Акчура и др., новое поколение пантуранистов занимается в Турции не столько пропагандой своих идей — в нем современная Турция больше не нуждается — сколько обсуждением совместно с турецкими братьями, тех практических вопросов, которые связаны с будущим устройством единого и объединенного Туранского государства. К числу таких вопросов принадлежит, например, вопрос о форме объединения западных и восточных турок и в частности вопрос о том, должна ли эта связь носить форму федеративного или простого объединения.

Среди деятелей восточных турок (азербайджанских) преобладает точка зрения федеративного объединения с Турцией, между тем большинство турецких деятелей настаивает на том, чтобы объединение по крайней мере с огузинами было без всяких условий и оговорок («Илтихак била кейд у шарт»).

Огузины – туркоманы, говорящие на огузской группе языков, они же тюркоговорящие

Внутри огузской группы языки, подразделяются на огузо-булгарские (гагаузский, балкано-гагаузский), огузо-сельджуские (турецкий, азербайджанский, южные диалекты крымскотатарского) и огузо-туркменские (туркменский и огузские наречия Хорасана и Узбекистана).

Огу́зские или юго-западные тюркские языки — однa из шести ветвей тюркских языков

Тю́ркские языки́ — семья родственных языков предполагаемой алтайской макросемьи, широко распространённых в Азии и Восточной Европе. Область распространения тюркских языков простирается от бассейна реки Колымы в Сибири на юго-запад до восточного побережья Средиземного моря.

«В эти дни, — пишет из руководителей пантюркистской партии Азербайджана «Мусоават» Расул Заде, — когда мы видим, как то там, то тут так сильно бьет ключем тюркская национальная жизнь, мы все больше убеждаемся, что несмотря ни на какие временные препятствия, придет естественным ходом истории день, когда все эти ручьи, слившись, составят одну могучую реку тюркскую федерацию [45]. Тюркский мир, чтобы достичь этого счастливого идеала, должен пройти много этапов. Вот одним из этих этапов и является объединение кавказских народов против русского владычества.

По хитроумному плану Расул-заде, — пишет Зареванд, прежде чем приступить к объединению, надо сперва выступить с лозунгом независимости. Этот лозунг, где так мало сказано о Турции, — пишет Зареванд, — и так много — против России, даст возможность объединить все Кавказские народы в борьбе против русского господства. Когда эта борьба будет благополучно окончена и русские будут изгнаны с Кавказа, тогда и «Мусават» перейдет к второму пункту своей программы, т.е. к федерации и ее толкованию. Этот пункт программы «Мусават», после вышеприведенных удивительных объяснений Расул Заде, означает, — пишет Зареванд, — не только федерацию между Кавказскими народами, но и этих последних с Турцией. Опираясь на это последнее толкование «Мусават» еще раз попросит Турцию прийти на Кавказ и «федерировать» его весь с собою. Вот сущность плана Расул Заде».

 

Идеология пантуранизма в 30-40-х годах ХХ века.

 

Турция в годы Второй мировой войны переживала подъем национализма - пантуранизма. Это отражалось не только во внешнеполитических планах элиты, которые касались СССР. Это ярко проявилось во внутренних действиях турецкого правительства, обратившегося к идеологии пантюркизма, предложенной еще младотурками и обновленной концепции расизма, разработанной Нихалем Атсызом.

С 1940 по 1945 год в вилаетах (провинциях, где проживали национальные меньшинства) действовало военное положение. В связи с этим здесь часто случались необоснованные конфискации имущества. В 1942 году правительство, сформированное Шюкрю Сараджоглу, начало широкую кампанию патриотической пропаганды пантуранизма.

Турция во время Второй мировой войны вела двойственную политику по отношению к державам-соперникам. В результате этого 1944 году союзники перестали поставлять вооружение в страну. И турецкое правительство было вынуждено отказаться от вывоза хрома в Германию. Однако в июне 1944 года несколько немецких военных кораблей вопреки конвекции Монтрё прошли в Черное море. Это привело к тому, что союзники потребовали от Турции разорвать отношения с Германией. Турция опасаясь, неэкономических действий со стороны стран Антигитлеровской коалиции, 2 августа все договора об экономическом сотрудничестве между странами расторгла.

В феврале 1945 года начала работу Ялтинская конференция. В ходе переговоров союзники решили, что принять участие в образовании Организации Объединенных Наций могут только те страны, которые выступали в конфликте на стороне антигитлеровской коалиции. Чтобы не допустить того, что её внесут в список стран фашистского блока, 23 февраля 1945 года Турция объявила войну Германии. Благодаря этому, хотя ее армия не участвовала в боевых действиях, страна получила приглашение вступить в ООН.

 

Автор:

http://pontokot.livejournal.com

 

Список использованной литературы.

1. Клятва «Серых волков» (немецкий) http://archive.is/20130212085440/http://www.verfassungsschutz-bw.de/index.php Русский перевод:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B7%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%82
2. И. Гилязов «Легион Идель-Урал» http://lib.rus.ec/b/351875/read
3. Д.Подколзин, А.Шатров «Пантуранизм - глобальный вызов России» http://old.nasledie.ru/oboz/N11_01/11_07.HTM
4. Хаким Абулькасим Мансур Хасан Фирдоуси Туси «Шахнаме» http://www.rodon.org/firdousi/sh.htm#a99
5. Л Гумилёв «Древние Тюрки» http://modernlib.ru/books/gumilev_lev_nikolaevich/drevnie_tyurki/read_1/
6. Л. Гумилев «Три исчезнувших народа» http://www.kulichki.com/~gumilev/articles/Article105.htm
7. С. Кляшторный «Легенды о происхождении царского рода тюрков – Ашина» СПб университет http://turklib.ru/general_history/legendy_o_proishozhdenii_carskogo_roda_tyurkov_ashina.html
8. Н. Янборисов «Центральноазиатский компонент Турции» (материалы научной конференции) http://oldconf.neasmo.org.ua/node/3231
9. М. Парилов Конспект урока истории по теме: «Арабо-мусульманская цивилизация» «Братский педагогический колледж»http://litterref.ru/jgepolbewotrbewujg.html
10. М. Расулзаде. «Пантуранизм и проблема Кавказа» http://www.turkist.org/2011/03/rasulzadeh-panturanizm-kaukas.html
11. Н. Шкира «Пантюркизм, Пантуранизм, «Неоосманизм» и экономические интересы России и Турции» http://cyberleninka.ru/article/n/pantyurkizm-panturanizm-neoosmanizm-i-ekonomicheskie-interesy-rossii-i-turtsii
12. Али Албанви «Пантюркизм на службе мировой реакции» http://www.proza.ru/2011/08/29/544
13. Али Албанви «Пантюркизм в советский период» http://www.proza.ru/2011/09/04/1075
14. Али Албанви «Пантуранизм в наши дни» http://www.proza.ru/2011/08/31/369
15. А. Мкртычян «Пантюркизм в геостратегии Турции на Кавказе как глобальная проблема современных международных отношений (Политологический анализ)» (диссертация) http://www.dslib.net/glob-razvitie/pantjurkizm-v-geostrategii-turcii-na-kavkaze-kak-globalnaja-problema-sovremennyh.html
16. Татьяна «Всемирная история: Турция во Второй мировой войне» http://fb.ru/article/192913/vsemirnaya-istoriya-turtsiya-vo-vtoroy-mirovoy-voyne
17. «Энвер-паша - Биография» http://pomnipro.ru/memorypage40450/biography
18. Реферат «Революция 1908 в Турции» http://bibliofond.ru/view.aspx?id=702891
19. Сайт Рабкор «Несуществующий Туркестан и китайские уйгуры» http://uyghurhalki.com/necyshictvyushii-turkectan-i-kitaickie-uyghuri/
20. М. Фейгин «Закавказский узел» 1999, Новый мир, http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1998/9/feig-pr.html
21. А. Сафронов «Терроризм в Кавказском регионе» http://terroristica.info/node/26
22. Г. Абдурагимов «Кавказская Албания - Лезгистан» http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fwww.talish.org%2Fnews%2Fpanturanizm_i_pantjurkizm%2F2011-09-29-632&tld=ru&lang=ru&la=1442948224&tm=1449742021&text=%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%B8%D1%88%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F&l10n=ru&mime=html&sign=c17265ecd813b7fc3ab214b2db1c749e&keyno=0 
23. С. Червонная «Пантюркизм и панисламизм в российской истории» http://www.strana-oz.ru/2003/5/pantyurkizm-i-panislamizm-v-rossiyskoy-istorii
24. Зареванд «Турция и пантуранизм» (полный текст книги в открытом доступе отсутствует, ссылки из книги собраны по интернету) например:http://athanatoi.livejournal.com/29387.html или http://tatar-history.narod.ru/panturanizm.htm
25. Кризис РУ «Турцию ведут в Европу умеренные исламисты» http://vkrizis.ru/obschestvo/turciyu-vedut-v-evropu-umerennye-islamisty/
26. А. Куприянов «Серые волки Турана» http://kontrmaidan.ru/analytics/23478
27. С. Дебрер «Германия по-турецки» http://www.rg-rb.de/index.php?id=4912&option=com_rg&task=item
28. Я Ваарик «Основы тюркизма» http://maxpark.com/user/4295144557/content/2262189
29. © TurkishFirst.ru «Турция и Великая Отечественная война СССР с фашистской Германией» http://www.turkishfirst.ru/stories/turtsiya-sssr-voyna-germaniya-3.html
30. Г. Абдурагимов «КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ - ЛЕЗГИСТАН: история и современность» Абдурагимов Г.А. Спб., 1995 
http://alpan365.ru/kavkazskaya-albaniya-lezgistan-abduragimov/panturanizm-i-pantyurkizm/ 
31. Другая литература - которую я по причине своей лени сюда не внес.