Политический клуб имени М. Горького

Отделение общественного движения "Суть времени" в ЮЗАО г. Москвы

История Ближней и Средней Азии. От древней до Новейшей. От Тюрков до Турок. (Часть 3)

 

 

Идеология пантуранизма в 50-80-х годах ХХ века

 

Новый толчок в развитии пантюркизма начался уже после Второй мировой войны, когда Турция стала играть важную роль в блоке НАТО. Находившаяся у власти в Турции в 1949-1960 гг. Демократическая партия, позднее оппозиционная Партия националистического движения и ряд других активно использовали в своем идейном арсенале те или иные установки пантюркизма. Американский резидент на Ближнем Востоке Ч. Хостлер в книге Turkism and the Soviets (L., 1957) писал: «Тот факт, что Турция издавна провозглашает свою заинтересованность в освобождении тюркских народов Советского Союза и что в случае возникновения Третьей мировой войны пантюркизм будет иметь решающее влияние на политику Турции, повышает ее значение для Запада».

В послевоенные годы в СССР, естественно, уже не было тюркистских политических движений и организаций, но в диссидентских кругах со стороны людей, проповедующих ислам, еще можно было уловить смутные отголоски идей тюркского единства.

 Мощь Советского Союза не оставляла пантюркистским кругам никакой, даже теоретической возможности для реализации своих идей. Но события рубежа 1980–1990-х годов открыли Турции благоприятные перспективы для проникновения на постсоветское пространство: экономическое, культурное, политическое.

 

Идеология пантуранизма после 1991 года.

 

Распад СССР в 1991 году создал все условия для восстановления пантюркского движения. Появились «независимые» государства Узбекистан, Азербайджан, Туркменистан, Кыргызстан и Казахстан. Что ознаменовало собой резкий всплеск пантуранской пропаганды.

 

В том же году в Казани была учреждена Ассамблея тюркских народов - событие, ставшей важной вехой в истории пантюркизма, потому что это отмечает начало организованной фазы движения. С учреждением Ассамблеи тюркских народов возникла первая пантюркская организация. Теперь АТН регулярно проводит встречи в столицах тюркских государств, и состав ее членов представляет большинство тюркских наций и этнических групп в мире. В настоящее время идеи пантюркизма наиболее влиятельны в Турции и Азербайджане.

Однако без распространения турецкого влияния на Кавказ крайне усложняется реализация пантюркистской стратегии создания мифической империи "Великий Туран", поскольку Турция не имеет широкой пространственной связи с тюркоязычным миром Закавказья, Северного Кавказа, Поволжья, Приуралья, Сибири и Центральной Азии.

В этих условиях Кавказ приобретает геостратегическое значение для интересов Турции и пантюркизма, а также превращается в один из приоритетных регионов внешнеполитических устремлений Турции.

Распад СССР, возникновение суверенных тюркских государств на постсоветском пространстве, ослабление России, евразийская геостратегия США и блока НАТО в целом, направленная на вытеснение России из регионов традиционного присутствия, идеолого-политический вакуум в тюркоязычных странах СНГ и либеральные социально-экономические реформы как никогда ранее соответствуют интересам и устремлениям Турции.

Правящие режимы ряда субъектов региона (прежде всего Азербайджана и Грузии) имеют явно проамериканскую и протурецкую ориентацию. События 1990-х гг. показывают, что продвижение НАТО на Восток (особенно в бывшие советские республики Закавказья и Средней Азии) с участием Турции объективно способствует реализации основных положений доктрины пантюркизма. Именно такое сочетание евразийской геостратегии США как великой державы и пантюркистской геостратегии Турции как члена НАТО и претендующей на роль региональной страны является, с одной стороны, стимулирующим фактором активизации разведывательной деятельности иностранных спецслужб на Кавказе, а с другой - серьезной угрозой интересам и безопасности России в регионе.

Вместе с тем Турция понимает, что на Кавказе у нее имеются противовесы. США для обеспечения баланса своих интересов в регионе поддерживают как Турцию с ее геостратегией пантюркизма, так и Саудовскую Аравию с ее идеологией «ваххабизма». В связи с этим, а также принимая во внимание тот факт, что в Закавказье и особенно на Северном Кавказе тюркоязычное население не составляет этнического большинства, Турция и ее спецслужбы пытаются использовать так называемый умеренный ("мягкий") ислам в своей политической стратегии и подрывной деятельности на Кавказе против интересов России, показать светский вариант построения исламского государства и его результаты. Такая практика объективно способствует возникновению межгосударственных противоречий, которые следует выявлять, изучать и адекватно использовать государственным и общественным институтам России для защиты отечественных интересов.

 

Выводы:

 Пантюркизм носит агрессивный наступательный характер, находится в прямом противоречии с российскими интересами как на внешнеполитической арене (Балканы, Кипр, Ближний и Средний Восток, Малая Азия, Закавказье, Центральная Азия), так и в сфере внутренней политики, угрожает суверенитету Российской Федерации (Северный Кавказ, Татарстан, Башкортостан, Чувашия, Тыва, Алтай, Бурятия, Хакасия, Якутия).

 

История и политика

 

Пантюркизм изначально выдвинут как национальная идея среди националистически настроенных булгар (волжских и казанских татар), основой теории которых являлось создание мифического тюркского каганата Туран. Позднее сия теория была развита так называемыми "младотурками" в Турции, и доведена до рабочего состояния внесением ряда корректив.

Идея, так называемого Великого Турана является мощной идеологической и политической базой инициации интеграционных процессов тюркоязычных стран и народов под протекторатом Турции, а также ограничения ареала и геополитической мощи России в Евразии и Китая в Азии.

Пантуранизм в современный период представляет собой крайне националистическую идеологию и внешнеполитическую доктрину Турции.

Понятие «Туран», по мнению некоторых политологов, возникло как антипод «Ирана» — страны, где господствует персидская культура. Огромное пространство «Турана» вверх, к северу от Ирана, и вширь, от Кавказа до Саян, рассматривалось как прародина «туранских» народностей, к которым причислялись все этносы урало-алтайской языковой семьи. При этом тюркский мир мыслился как ось этого обширного «Турана», соответственно, пантюркизм выступал как концентрированное выражение более широкого и более расплывчатого пантуранизма.

Туран — географическое название стран, лежащих между Каспийским морем, Иранской и Акмолинской возвышенностями и истоками рек Сыр — Дарья и Иртыш. Из Турана вышли полчища Атиллы, Чингизхана, Тамерлана, Эртогрула и других и наводнили, одно время, Россию, весь Ближний Восток и часть Европы. Потомки этих племен, рассеянные в Азии и в Европе, известны под общим названием туранских народов. К ним в настоящее время относятся: турки Константинополя и Малой Азии, татары южной России и Кавказа, тюркмены и тюрки Персии и Средней Азии, узбеки, киргизы, монголы, тунгузы и тачики, туземцы Сибири, а также болгары и венгры.

 

Идеология.

 

  • Пантуранизм не признает наличие разных тюркоязычных наций.
  • Пантуранизм не признает наличие тюркоязычных государств как отдельных единиц.
  • Пантуранизм уделяет огромное внимание удержанию Турцией этих государств в своих руках, так как считает их ПЕРЕМЫЧКОЙ для тюркского мира и мифического "Турана"
  • Идеологи Пантуранизма являются одними из основных сторонников искоренения национальных культур как таковых, считая их нетюркскими, и этого не скрывают.
  • Создание Великого Турана возможно только на обломках России.

 

Цели и задачи.

 

  • Создание единого государства на основе Турецкого управления и турецкой культуры, как единственно «правильной» из всех тюркоязычных культур.
  • Развал России и Китая, как способ достижения поставленной цели.
  • Интенсивная пропаганда идей Пантуранизма и её финансовое обеспечение.
  • Подготовка национальных кадров и структур способных перехватить управление территориями населенных, частично населенных и ненаселенных тюркоязычными.
  • Подготовка военных инструкторов способных не только передать военные знания, но и идеологию Пантуранизма. Тренировка этих инструкторов в военных конфликтах, происходящих на территориях, населенных тюркоязычными.

Очевидно, что сегодняшний пантуранизм представляет собой мощное «оружие сознания» для радикальных национал-сепаратистских группировок внутри России. И политические тенденции, связанные со стремлением противопоставить Российскому государству альтернативу в виде федерации тюркских народов, еще долго будут периодически возникать. Национальная (как вариант – сверхнациональная) идея и в XXI веке будет обладать мощным мобилизующим политическим фактором. Более того, есть все основания думать, что ее роль и потенциал возрастут. А значит, пантуранизм в своей радикальной ипостаси вовсе не утратил своей потенциальной антироссийской направленности.

 

Карта Пантурана.

На эту мысль наводит тот факт, что география участников тюркских курултаев показывает, что в пантуранистское движение активно вовлекаются новые, отнюдь не мусульманские регионы. Неспроста делегации на последний Тюркский курултай в Анталье не прислали такие республики РФ с тюркским населением, как Кабардино-Балкария, Дагестан, Башкирия. Зато там были широко представлены Якутия, Тува, Республика Алтай. Энтузиазм неофитов, как известно, всегда довольно высок, и это способно придать новый мощный импульс увлечению пантуранизмом на российских просторах.

Автор:

http://pontokot.livejournal.com

 

Список использованной литературы.

1. Клятва «Серых волков» (немецкий) http://archive.is/20130212085440/http://www.verfassungsschutz-bw.de/index.php Русский перевод:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B7%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%82
2. И. Гилязов «Легион Идель-Урал» http://lib.rus.ec/b/351875/read
3. Д.Подколзин, А.Шатров «Пантуранизм - глобальный вызов России» http://old.nasledie.ru/oboz/N11_01/11_07.HTM
4. Хаким Абулькасим Мансур Хасан Фирдоуси Туси «Шахнаме» http://www.rodon.org/firdousi/sh.htm#a99
5. Л Гумилёв «Древние Тюрки» http://modernlib.ru/books/gumilev_lev_nikolaevich/drevnie_tyurki/read_1/
6. Л. Гумилев «Три исчезнувших народа» http://www.kulichki.com/~gumilev/articles/Article105.htm
7. С. Кляшторный «Легенды о происхождении царского рода тюрков – Ашина» СПб университет http://turklib.ru/general_history/legendy_o_proishozhdenii_carskogo_roda_tyurkov_ashina.html
8. Н. Янборисов «Центральноазиатский компонент Турции» (материалы научной конференции) http://oldconf.neasmo.org.ua/node/3231
9. М. Парилов Конспект урока истории по теме: «Арабо-мусульманская цивилизация» «Братский педагогический колледж»http://litterref.ru/jgepolbewotrbewujg.html
10. М. Расулзаде. «Пантуранизм и проблема Кавказа» http://www.turkist.org/2011/03/rasulzadeh-panturanizm-kaukas.html
11. Н. Шкира «Пантюркизм, Пантуранизм, «Неоосманизм» и экономические интересы России и Турции» http://cyberleninka.ru/article/n/pantyurkizm-panturanizm-neoosmanizm-i-ekonomicheskie-interesy-rossii-i-turtsii
12. Али Албанви «Пантюркизм на службе мировой реакции» http://www.proza.ru/2011/08/29/544
13. Али Албанви «Пантюркизм в советский период» http://www.proza.ru/2011/09/04/1075
14. Али Албанви «Пантуранизм в наши дни» http://www.proza.ru/2011/08/31/369
15. А. Мкртычян «Пантюркизм в геостратегии Турции на Кавказе как глобальная проблема современных международных отношений (Политологический анализ)» (диссертация) http://www.dslib.net/glob-razvitie/pantjurkizm-v-geostrategii-turcii-na-kavkaze-kak-globalnaja-problema-sovremennyh.html
16. Татьяна «Всемирная история: Турция во Второй мировой войне» http://fb.ru/article/192913/vsemirnaya-istoriya-turtsiya-vo-vtoroy-mirovoy-voyne
17. «Энвер-паша - Биография» http://pomnipro.ru/memorypage40450/biography
18. Реферат «Революция 1908 в Турции» http://bibliofond.ru/view.aspx?id=702891
19. Сайт Рабкор «Несуществующий Туркестан и китайские уйгуры» http://uyghurhalki.com/necyshictvyushii-turkectan-i-kitaickie-uyghuri/
20. М. Фейгин «Закавказский узел» 1999, Новый мир, http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1998/9/feig-pr.html
21. А. Сафронов «Терроризм в Кавказском регионе» http://terroristica.info/node/26
22. Г. Абдурагимов «Кавказская Албания - Лезгистан» http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fwww.talish.org%2Fnews%2Fpanturanizm_i_pantjurkizm%2F2011-09-29-632&tld=ru&lang=ru&la=1442948224&tm=1449742021&text=%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%B8%D1%88%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F&l10n=ru&mime=html&sign=c17265ecd813b7fc3ab214b2db1c749e&keyno=0 
23. С. Червонная «Пантюркизм и панисламизм в российской истории» http://www.strana-oz.ru/2003/5/pantyurkizm-i-panislamizm-v-rossiyskoy-istorii
24. Зареванд «Турция и пантуранизм» (полный текст книги в открытом доступе отсутствует, ссылки из книги собраны по интернету) например:http://athanatoi.livejournal.com/29387.html или http://tatar-history.narod.ru/panturanizm.htm
25. Кризис РУ «Турцию ведут в Европу умеренные исламисты» http://vkrizis.ru/obschestvo/turciyu-vedut-v-evropu-umerennye-islamisty/
26. А. Куприянов «Серые волки Турана» http://kontrmaidan.ru/analytics/23478
27. С. Дебрер «Германия по-турецки» http://www.rg-rb.de/index.php?id=4912&option=com_rg&task=item
28. Я Ваарик «Основы тюркизма» http://maxpark.com/user/4295144557/content/2262189
29. © TurkishFirst.ru «Турция и Великая Отечественная война СССР с фашистской Германией» http://www.turkishfirst.ru/stories/turtsiya-sssr-voyna-germaniya-3.html
30. Г. Абдурагимов «КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ - ЛЕЗГИСТАН: история и современность» Абдурагимов Г.А. Спб., 1995 
http://alpan365.ru/kavkazskaya-albaniya-lezgistan-abduragimov/panturanizm-i-pantyurkizm/ 
31. Другая литература - которую я по причине своей лени сюда не внес.